Высказывания мыслителей о терновом венке нового знания

СИСТЕМНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ИНФОРМАЦИЯ И ОТРАЖЕНИЕ


ВЫСКАЗЫВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ О ТЕРНОВОМ ВЕНКЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
(подборка осуществлена автором сайта)

"Не бывает пророк без чести,
разве только в отечестве своем
и у сродников и в доме своем."

И. Христос
(Евангелие от Марка. Гл. 6, п.4)

Александров
Бальзак
Вольтер
Гонкур
Кант
Кун
Макиавелли
Планк
Пуанкаре
Сухотин
Толстой

 

Фаркаш
Фейербах
Циолковский
Шопенгауэр
Шэфф
Автор сайта

АЛЕКСАНДРОВ А.Д.
Проблемы науки и позиция ученого. Л., 1988.

  • Мало убедиться в своих идеях для самого себя - их нужно передать другим людям. ... Люди могут не понять, отбросить и даже подвергнуть насмешкам и поруганию новые идеи и выводы. Это могут сделать в первую очередь свои же коллеги - ученые, убежденные в незыблемости своих взглядов, в своей академической непогрешимости, мещане в академических креслах и на профессорских кафедрах, те "беотийцы", которым побоялся противопоставить себя Гаусс. (Разрядка моя - автор сайта)

БАЛЬЗАК О.
Цит. по кн.: Таранов П.С. Эмоции ума. Книга всемирных рекордов интеллекта.
Мысли, микро-эссе, афоризмы. В 2-х т. Симферополь, 1997. - Т. 2.

  • Изобретай, и ты умрешь, гонимый, как преступник; подражай, и ты будешь жить счастливо, как дурак!

  • Теперь я понимаю, почему Колумб пожелал, чтобы ему в гроб положили его цепи. Какой урок изобретателям! Всякое великое открытие - это истина. Истина разрушает столько заблуждений и ошибок, что все, кто живет неправдой, восстают и хотят убить истину. И прежде всего они нападают на ее носителя. Мы добываем свет, а у нас его отнимают, чтобы зажечь костер для нашей казни.

ВОЛЬТЕР Ф. М.
Философские сочинения. М., 1989.

  • Нередко спрашивают, почему те, кому их служение повелевает быть учеными и терпимыми, столь часто бывали невежественными и бессердечными. Они были невежественны потому, что слишком долго учились, и жестокими потому, что чувствовали, как их никчемные занятия становятся объектом презрения мудрых людей.

ГОНКУР Э.
Цит. по кн.: Таранов П.С. Эмоции ума. Книга всемирных рекордов интеллекта.
Мысли, микро-эссе, афоризмы. В 2-х т. Симферополь, 1997. - Т. 2.

  • Меня навязчиво преследует мысль, что против кристально чистого человека, против благородного человека, против талантливого человека существует тайный сговор всех сил природы с целью замучить и оболванить его.

  • Да, скажем прямо, когда вы пристраиваетесь к чистому листу бумаги с мыслью еще не ясной, зыбкой, расплывчатой, а вам предстоит покрыть этот чистый лист черными закорючками, которые дадут кристаллизацию - точную, логичную, незыблемую - той туманности, что клубится в вашей голове, эти первые часы работы поистине тягостны, поистине мучительны.

КАНТ И.
Метафизические начала естествознания. М., 1999.

  • Эти господа, которые очень хотели бы, чтобы в вопросах учености на них смотрели как на третейских судей, обладают, по-видимому, большой способностью судить о книге, не прочитав ее. Достаточно показать им только ее заглавие, чтобы вызвать порицание с их стороны. Если автор неизвестен, не имеет определенного звания и заслуг, то книга не стоит того, чтробы потратить на нее время, в особенности если подобный автор берется за такое большое дело, как порицание знаменитых людей, совершенствование наук и превознесение перед миром своих собственных мыслей.

  • Люди весьма склонны думать, что тот, кто в том или ином случае считает себя обладающим более правильным познанием, чем какой-нибудь великий ученый, воображает себя стоящим выше этого ученого. Я позволю себе заявить, что эта видимость весьма обманчива.

КУН Т.
Структура научных революций. М., 1975.

  • Создается впечатление, будто бы природу пытаются втиснуть в парадигму, как в заранее сколоченную и довольно тесную коробку. Цель нормальной науки ни в коей мере не требует предсказания новых видов явлений: явления, которые не вмещаются в эту коробку, часто, в сущности, вообще упускаются из виду. Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими. (При этом Т. Кун характеризует нормальныю науку следующим образом: "Термин "нормальная наука" означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений".)

МАКИАВЕЛЛИ.
Цит. по кн.: Таранов П.С. Эмоции ума. Книга всемирных рекордов интеллекта.
Мысли, микро-эссе, афоризмы. В 2-х т. Симферополь, 1997. - Т. 1.

  • Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы не выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые. ... Когда приверженцы старого видят возможность действовать, они нападают с ожесточением, тогда как сторонники нового обороняются вяло. (Разрядка моя - автор сайта)

ПЛАНК М.
Цит. по кн.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

  • Новая научная истина прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения оппонентов и принуждения их видеть мир в новом свете, но скорее потому, что ее оппоненты рано или поздно умирают и вырастает новое поколение, которое привыкло к ней.

ПУАНКАРЕ А.
О науке. М., 1990.

Невозможность квадратуры круга была доказана в 1883 году, но намного раньше этой даты в Академию наук поступали работы с доказательствами, которые Академия отказывалась рассматривать. По этому поводу Пуанкаре писал:

  • Если бы вы спросили академиков, они бы вам ответили:
    "Мы сравнили вероятность того, что неизвестный ученый нашел истину, которую тщетно искали уже столь долгое время, с вероятностью того, что число умалишенных людей увеличилось на единицу; вторая вероятность показалась нам больше". Эти соображения очень хороши, но они не имеют в себе ничего математического; они - чисто психологического характера.

СУХОТИН А.
Превратности научных идей. М., 1991.

  • Есть роковая неумолимость: чем крупнее открытие и значительнее грозящие перемены в науке, тем отчаяннее сопротивление, обрекающее новое на бесплодное существование в ранге невостребованных знаний.
  • Бесспорно, что бороться станут лишь с тем, что в самом деле ново, значительно. Зачем же воевать с пустотой? Поэтому приходится согласиться, что пробным камнем выдвигаемой теории является ее способность выдержать не просто критику, но более сильные бури - осмеяние, преследование и даже войну на уничтожение.
  • Судьбоносные идеи часто обречены пройти испытание на выживаемость, доказать свою небесполезность в пылу сражений. Однако в этом тоже должна выдерживаться своя пропорция. Борьба пусть идет, но пусть она состоится по канонам чести и вершится в кругу теоретических столкновений, по правилам игры, написанным наукой.
  • Обычная схема движения большого открытия проходит три этапа: замалчивание, неудержимая критика, наконец, признание. Безусловно, есть конкретные вариации. Но эта сквозная линия практически выдерживается всегда.


СУХОТИН А.
Парадоксы науки. М., 1978.

  • В шутку замечено, что все великие открытия переживают три этапа. Вначале о первооткрывателе говорят: "Он с ума сошел", потом - "Здесь что-то есть", а в заключительной стадии - "это же так просто". Словом, получается, как у той не лишенной юмора школьницы, которая заявила: "Бедные гении, они вынуждены были открывать то, что мы проходим в школе".

  • Фактором, притягивающим к старым парадигмам, является так называемый "эффект ореола", которым всегда окружены научные авторитеты. Гипноз великого столь велик, что люди, не задумываясь, следуют порой его предписанием. Но авторитеты владеют сплошь и рядом старыми парадигмами. Это не обязательно те законы, которые открыты именно ими, но они разделяют их, принимая в качестве образца научного мышления. Оттого неизбежны конфликты.

ТОЛСТОЙ Л. Н.
Цит. по кн.: Таранов П.С. Эмоции ума. Книга всемирных рекордов интеллекта.
Мысли, микро-эссе, афоризмы. В 2-х т. Симферополь, 1997. - Т. 2.

  • Для того, чтобы быть услышанным людьми, надо говорить с Голгофы, запячетлеть истину страданием, а еще лучше - смертью.

ФАРКАШ
(Обращение к сыну - одному из будущих основоположников неэвклидовой геометрии -
Я.Бойяи, который начал заниматься необычными математическими построениями)
Цит. по кн.: Сухотин А. Парадоксы науки. М., 1978.

  • Ты должен отвергнуть это подобно самой гнусной связи. Это может лишить тебя всего твоего досуга, здоровья, покоя, всех радостей жизни. Эта черная пропасть в состоянии, может быть, поглотить тысячу таких титанов, как И. Ньютон.

ФЕЙЕРБАХ
Цит. по кн.: Таранов П.С. Эмоции ума. Книга всемирных рекордов интеллекта.
Мысли, микро-эссе, афоризмы. В 2-х т. Симферополь, 1997. - Т. 2.

  • Истина является в мир не в блеске декорации, не в сиянии тронов, не под звуки труб и литавров, а в тишине и неизвестности, среди слез и стона.

ЦИОЛКОВСКИЙ К. Э.
Двигатели прогресса // Изобретатель и рационализатор, 1980, № 3.

  • Мы возмущаемся трагическою судьбою великих, осуждаем наших предков, отравивших Сократа, казнивших Лавуазье, сжегших Д. Бруно, заключивших в тюрьму Галилея и т.д. Мы склонны считать их ужасными преступниками и готовы растерзать их в негодовании или посулить им вечные посмертные муки, между тем как сами делаем то же, но не замечаем своих поступков.
  • В передовых странах стараются учреждать специальные комитеты для оценки изобретений. Научные же открытия и этой оценки не имеют: доступ в академии и специальные издания ограждается тщательно кастой.
  • Ежели бедный и неизвестный человек скажет истину, то его не будут слушать и немедленно забудут его слова. Кто же половчее, заимствует мысль бедняка и даже забудет, что она не своя.
    Если же авторитет скажет что-нибудь необдуманное, легкомысленное и даже глупое, то его со вниманием выслушают, напечатают и будут серьезно обсуждать.

ЦИОЛКОВСКИЙ К.Э.
Гений среди людей (рукопись 1918 г.)
Режим доступа: http://www.trizland.ru/trizba.php?id=332

  • Гений бежит от семьи, оставляет отца и мать, оставляет родню и близких, чтобы найти друзей по духу, которые и идут с ним на муки, на посмеяние, на костер и на казнь. Семья тормозит истинного гения, и только в виде исключения он иногда находит сочувствие или поддержку родни.

ШЭФФ Т.
Научные банды.
Scheff, T. J. (1995). Academic Gangs. Crime, Law, and Social Change, 23: 157-162.
Суховская О., перевод с английского. Режим доступа: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/scheff.htm

  • Зависимость между членством в банде и карьерой вполне очевидна для большинства ученых. Случаи, когда карьерный рост является результатом только оригинальности или значимости научной работы – редкие исключения. Успешность ученого никак не зависит от его таланта или эта зависимость носит обратный характер. Научная работа обычно оценивается комиссией, состоящей из людей, которые или не могут или не хотят оценить ее оригинальность и важность, особенно в случае, когда эта работа сложней и трудней для понимания, чем собственные работы членов комиссии.

ШОПЕНГАУЭР А.
Афоризмы и максимы.
Пер. с нем. В. Ф. Черниговца. М., 2003.

  • Между профессорами и независимыми учеными искони существует известный антагонизм, некоторое пояснение которому может разве дать антагонизм между собаками и волками.

  • Профессора по своему положению имеют большие преимущества, чтобы добиться известности у современников. Напротив того, независимые ученые имеют больше преимуществ по своему положению, чтобы стяжать известность у потомства ... Так как проходит немало времени, пока публика возьмет в толк, кого из них отличить вниманием, то те и другие могут действовать наряду друг с другом.

  • Чуть в какой-либо профессии намечается выдающийся талант, как тот час же все посредственности этой профессии стараются замять дело и всякими средствами лишить его случая и возможности сделаться известным и заявить себя перед светом, как будто он замыслил покушение на их неспособность, банальность и бездарность. Большею частию их враждебная система в течение долгого времени сопровождается успешным результатом, ибо гений, с детскою доверчивостью преподнося им свои труды с целью доставить им удовольствие, как раз более всего чужд подвохам и козням подлых душ, чувствующих себя совершенно как дома среди всяческих низменностей. Он их не понимает и не подозревает, поэтому легко может статься, что, пораженный и изумленный приемом он начнет сомневаться в своем деле, а чрез это впадает в заблуждение относительно самого себя и бросит свои начинания, если только вовремя не разгадает этих негодяев и их поползновений.

  • Важные новые истины редко исходят от академий: поэтому они должны были бы, по крайней мере, уметь оценять важные труды и говорить о них по своей обязанности.

Автор сайта

Locations of visitors to this page

Главная страница



Hosted by uCoz